Диптих "Меж собакою и волком"

Картина "Диптих "Меж собакою и волком"

Вас, быть может, тоже удивило это странное, какое-то мистическое название? Я попыталась разобраться, что же хотел сказать неизвестный мне художник, дав монохромному, на первый взгляд декоративному полотну такое «сказочное» имя. Хочет ли автор, чтобы за декорацией мы разглядели сюжет? Или в названии картины заключена метафора, разгадать которую нам поможет цвет? Ответ, неожиданно, нашелся у Пушкина. В «Евгении Онегине» есть такие строки:

«...Порою той, что названа «порой меж волка и собаки»...

Выражение это, действительно, бытует в разных языках. Оказывается, речь идет об определенном времени суток. О том таинственном, сумеречном состоянии на границе дня и ночи, когда, по преданию, пастух не отличит подкравшегося к стаду волка от собственной собаки. И действительно, диптих состоит из «дневного» и «ночного» полотен. В первом из них доминирующем является белый цвет, во втором — черный. Но только ли о времени идет речь? На мой взгляд, название отражает также модульность картины, ее двойственность. Два холста — два персонажа. Разглядывая их вдумчиво, в обеих частях мы обнаружим признаки жизни. На «белом» холсте это — березы с так и не облетевшими листьями. Жизнь теплится в них даже зимой, а на картине, несомненно, зимний пейзаж. На «черном» же холсте мы не видим на деревьях листьев, зато по снегу в сторону деревеньки (или от нее?) ведет в лунном свете целая цепочка следов. Упрощенный стиль написания не дает нам возможности разглядеть, кто оставил эти следы. Но обратимся вновь к названию. Белое и черное, день и ночь, деревня и лес, «меж собакою и волком». Пожалуй, можно с уверенностью сказать, какое животное олицетворяет собой какую часть диптиха. Белое, «дневное» полотно — взгляд деревенской собаки, вечно тоскующий взгляд прирученного зверя на дикий лес. А на «ночном» полотне легко представить волка, мы словно смотрим его горящими желтыми глазами на полную луну и на поселок вдали... Но что означают эти следы на белом снегу? Художник мастерски акцентирует на них внимание, повторяя их ритм и в стволах берез, и в опавшей листве? Кто этот ночной путешественник между лесом и деревней? И вот здесь-то, в ответе на этот вопрос, нам готов раскрыться потаенный смысл, объединяющий два холста модульной картины в неделимое целое. Вместо двух сюжетов — один, вместо двух метафорических зверей из названия — две крайности одной и той же сущности. Собака днем и волк ночью, свет и тьма, свобода — и несвобода. Картина оказывается средоточием противоположностей, взаимосвязанных, как черно-белые инь и ян. И в этой борьбе, в поисках этого равновесия «меж собакою и волком» ежедневно находится каждый из нас. В каждом Джекиле прячется свой мистер Хайд... Но кроме Стивенсона, мне не мог не вспомнится еще роман русского автора Саши Соколова «Между собакой и волком», и в этом романе — фантастическое стихотворение, похожее на детский «бесконечный» стишок:

"...Пароходы проплывали

С баржами и без,

И неясно волки али

Псы промчались в лес...

(полный текст)

Все это, конечно, только мои, субъективные, ассоциации. Если вы хотите купить модульную картину, и ваш интерьер выдержан в строгом, современном стиле с преобладанием черного и/или белого, вам стоит рассмотреть этот диптих. В обстановке офиса или рабочего кабинета картина будет смотреться вполне декоративно, станет удачным завершающим штрихом. Но помимо этого, вы всегда сможете предложить вашим посетителям нескучную загадку — поразмышлять вслух о необычном названии картины. Пусть эта работа станет хорошим поводом отвлечься от будничных забот и немного пофилософствовать.

Полностью ручная работа. Холст, масло.
Размер: Два модуля 50x60 см.
В наличии.
Цена: 3 900 руб.
Понравилась картина? Расскажите друзьям:
Ещё нет ни одного комментария.