Картина "Ранняя осень"
«А за окном как будто осень,
Оранжевым на голубом...»
— написала моя сестра стихотворение одним таким же тихим, ясным осенним утром... В окно нам было видно только крону старого клена на фоне неба, и больше ничего — точно пожар, зависший в прозрачном воздухе. И от этого оранжевого пожара таким веяло теплом, что и впрямь не верилось — неужели осень? И вот теперь, глядя на холст, я словно вновь переживаю тот короткий отрывок дня, пойманный ею, как последняя летняя бабочка, в легкий сачок ямба. Я тоже пишу иногда стихи, но я так не умею...
«Тихим, замершим огнем,
Видишь, тополи горят.
Мы с тобой еще споем,
Так мне карты говорят...»
Она много писала про осень раньше. Теперь стихи стали сложнее и интровертнее — уже не похожи на картины. Ну а мне, родившейся в ноябре, по-прежнему нравится осень, и из всех живописных пейзажей — такие вот яркие, глубокие и прозрачные, как наша картина...
«Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась...»
Это уже Марина Цветаева. Простите мне это обилие цитат. Но может быть, ценность живописи, особенно пейзажной и натюрмортной, и заключается именно в способности вытащить из нашей памяти что-то давно уснувшее, позабытое — стихотворенье ли, утро ли, вид из окна или старое письмо... У каждого свое, но если это есть в картине, если затронуты эти сокровенные струны, то стоит подарить себе возможность возвращаться к ней иногда, — пусть они звучат!..
«И станем осенью...» (Элен Маклин)
А за окном как будто осень,
Оранжевым на голубом.
Мы разрешения не спросим,
Уйдем с дождями, а потом...
Потом осыпемся листвою,
И разукрасим города...
И станем воздухом с тобою.
Уйдем! Не спрашивай, куда...