Одним из художников, стоявших у истоков рождения постимпрессионизма, был великий голландский художник Винсент Ван Гог. Он был яркой индивидуальностью и всегда двигался к одной цели — познанию истинной сущности вещей, которая скрывалась под внешней оболочкой. Художник не находил гармонии в современном обществе и его взор обратился к природе ища в ней успокоение. Он стремился запечатлеть на своих полонах вечность, а не одно мгновение, стремился познать суть вещей, тайные силы и законы мироздания.
На картинах Ван Гога знакомые и обыденные предметы словно транслируют самые сокровенные мысли и чувства художника, передают его эмоциональное состояние. Природа на полотнах мастера приобретает особую одухотворенность.
Но после периода тяжелой работы Ван Гог почувствовал себя нуждающимся в новом источнике вдохновения. И за поиском впечатлений он уезжает в Париж, искать его в обществе импрессионистов.
Период жизни в Париже оказал огромное влияние на Ван Гога. Он посещает выставки импрессионистов, знакомится с начинающими художниками. Ван Гог восхищался методами письма импрессионистов, но всегда оставался верным своему неповторимому стилю. Палитра художника стала отходить от темных цветов периода его работы в Голландии, он все чаще использует трепещущие краски импрессионистов. В ярких солнечных живых красках, от светло-лимонной до интенсивно-оранжевой, художник видел светлое начало. Цвета солнечного света и спелого хлеба — для него это были цвета жизни, любви, солнечного тепла и радости. В противопоставление им — синие, от голубого до свинцово-синего, олицетворяли отчаяние, душевные муки, тоску, неизбежность и в конечном итоге — смерть. Возможность отображать эту постоянную борьбу противоположностей всегда интересовала Ван Гога. Многие свои сюжеты он строил именно на этом противопоставлении. В это же время Ван Гог проявляет интерес к искусству Японии. Популярная в то время в Европе японская культура захватила живописца, он приобретал большое количество гравюр, с которых позже сделал несколько копий.
В то же время Париж оказал и негативное влияние на художника. Ему нужно было солнце, яркие краски и радость жизни. Но за долгие зимние месяцы в Париже он подорвал свое здоровье и душевное состояние. И теперь его путь лежал на юг, за солнцем и своей судьбой.
Следующие месяцы после переезда были для него очень счастливыми. Ван Гог переехал в Арль, он чувствовал себя обновленным и готовым к новым свершениям. Он арендовал помещение и студию и знаменитом «Желтом доме», который впоследствии мечтал превратить в своеобразную коммуну, куда смогут приезжать его друзья-художники за вдохновением.
В наше время Винсент Ван Гог воспринимается как безумный отшельник, который вел отчужденный образ жизни. Но, на самом деле, Ван Гог всегда любил общество и людей и легко заводил знакомства. Но при этом его всегда терзало чувство глубокого внутреннего одиночества и поиск смысла жизни, что и отражено в его полонах.
В творчестве эти месяцы были продуктивны для Ван Гога. Он продолжает писать сады в округах Арля. Именно к этому периоду относиться создание одной из самых известных его картин — «Подсолнухи». Однако у него опять случается приступ и Винсент, понимая, что его состояние нестабильно, соглашается отправиться в психиатрическую больницу. За время нахождения в больнице душевное состояние Ван Гога стабилизировалось, и ему было позволено рисовать. В это время была написана одна из наиболее известных его картин — «Звездное небо». Но после еще нескольких приступов Винсент решает покинуть лечебницу и вернуться в Париж. По иронии судьбы именно в этот период душевного разлада полотна художника начали приобретать заслуженное признание.
Принято считать, что картины Винсента Ван Гога написаны в необузданной и неуправляемой технике, как бы подхлёстнутой его эмоциональной нестабильностью. Такое впечатление создается еще и «благодаря» своеобразной небрежной манере письма художника кажущейся спонтанной, на деле же очень тонко и детально продуманной.
В действительности, этот великий художник постоянно находился на грани реальности и вымысла, борьбы с самим собой и окружающей его действительностью. Этот величайший художник умер в возрасте 37 лет. Его последние работы потрясают трагизмом, в них сквозит отчаяние и боль, которые он всю жизнь пытался преодолеть. Винсент Ван Гог был невероятно наполненным творчески, он дарил свое искусство в мир, не замечая, что истощает себя физически, но не духовно. Его картины, написанные им в одно десятилетие, словно наполнены мазками солнца, к которому он всю жизнь так отчаянно стремился.